Серов Валентин Александрович

Российский художник. Живописец и график. Мастер портрета. Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Член Союза русских художников. Преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Наиболее известен по картине «Девочка с персиками».


Валентин Серов родился 19 января 1865 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в творческой семье. Отец являлся композитором, мать, музыкантша, писательница, но в первую очередь «прогрес­систка»: ее дом посещали деятели русского искусства, среди них «столпы» передвижничества. В этом обществе Серову довелось расти.

Обучение рисованию начинается в раннем детстве. В Мюнхене в 1874 году учится у Карла Кеппинга, затем, по совету Марка Антокольско­го, переезжает в Париж, чтобы посещать мастерскую Ильи Репина. Уроки у Репина, начавшиеся в Париже в 1875 году, продолжались позднее и в Москве. По рекомен­дации Ильи Ефимовича, Серов отправляется на дальнейшую выучку в Академию художеств к преподавателю Павлу Чистякову.

Серов проучился у Чистякова пять лет и покинул Академию, не дождавшись окончания курса. Его дальнейшей школой стало самостоятельное освое­ние западного искусства в музеях Европы. В 1885 году посетил Голландию, Бельгию, Германию, в 1889 Фран­цию.

С семьей просветителя и культурного реформатора Саввы Ивановича Мамонтова Серов оказался знаком с детства. Здесь, в Абрамцеве, на­писал первую, прославившую его картину «Девочку с персиками», для которой позировала дочь Мамонто­ва Вера. За этот портрет художник получил премию Московского общества любителей художеств.

Современников поражали быстрота серовской эволюции, его умение, казалось бы, произвольно «манипулировать» приметами различных художественных систем. В самом деле: «Девочка с персиками» являет пример раннего русского импрессионизма, а «Девушка, освещенная солнцем» демонстрирует уже владение постимпрессионистическим художественным методом.

Портрет Анджело Мазини написан «с оглядкой» на Веласкеса, а в портрете Франческо Таманьо угадывается сочная бравурность венецианской живописи. В серовском портрете Коровина предвосхищен будущий стиль самого Коровина, а портреты Николая Лескова и Николая Римского-Корсакова выполнены художником в строгой сдержанной гамме, с той реалистической психологической убедительностью, которая позволяет увидеть в Серове репинского ученика.

Необыкновенная творческая восприимчивость Серова на стадии ученичества и становления привела к быстроте художественной эволюции. Но дальнейшее варьирование приемов и манер вызвано не артистической прихотью, а существенной для художника проблемой: найти в каждом произведении своего рода живописно-пластическую формулу, адекватно отвечающую предмету изображения, выражающую суть его. Поэтому и в подмосковных пейзажах продолжил саврасовско - левитановскую линию лирического ландшафта, оказавшись тем самым близким московским живописцам из Союза русских художников.

Программа раннего Серова: писать только «отрадное» отчасти сделалась программой всего этого объединения, а в более поздних монохромных портретах, в исторических и мифологических композициях, «Петр I», серия «Царские охоты», «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», выразил сущность петербургской линии «живописи - графики», связанной с деятельностью «Мира искусства» и стилем модерн.

Стиль модерн, пришедший в Россию на рубеже XIX - XX веков, будучи явлением сложным и неоднозначным, в основе своей тяготел к синтезу условного и реального, сочиненного и увиденного, «натуры» и «культуры». В этой стилистике упор делался на проблемах художественной формы, собственно живописного языка. Поэтому портрет в силу присущей ему содержательности, гуманистической сути не являлся популярен в системе жанров модерна. Серов оказался тем художником, который сделал портрет созвучным идеям «нового стиля».

В художественной ситуации рубежа веков место Серова по-своему уникально. Воспитанник передвижников, не порывал связи с учителями, выставляясь на выставках Товарищества, являлся членом Союза русских ху­дожников. С 1897 по 1909 год Валентин Александрович преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.

Серов, также являлся членом Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Одновременно входил в объединение «Мир искусства».

Великий живописец Валентин Серов умер 5 декабря 1911 года, по дороге в дом Щербатовых, где у него был назначен портретный сеанс. Причиной ранней смерти стал приступ стенокардии. Прожив всего сорок шесть лет, тридцать из них Валентин Александрович уверенно и вдохновенно вплетал в полотно русского Серебряного века золотые мазки своих потрясающих солнечных шедевров.


Основные работы Валентина Серова

«Девочка с персиками»
«Девушка, освещенная солнцем»
«Портрет Иды Рубинштейн»
«Пруд в Абрамцеве»
«Октябрь. Домотканово»
«Дети»
«Мика Морозов»
«Остроухое»
«Петр I»
«Зимой»
«Похищение Европы»
«Портрет Ивана Морозова»
«Купание лошади»

Семья Валентина Серова

Отец: Александр Николаевич Серов (1820-1871);
Мать: Валентина Семеновна, урожденная Бергман (1846-1924); у нее были сестры: Аделаида Семеновна Симонович (1844-1933) и Софья Семеновна Коль (1841-1921);

Отчим: Василий Иванович Немчинов (1851-1882);
Брат: Александр Васильевич (1876-1885);
Сестра: Надежда Васильевна Жилинская (1879-1951), педагог и общественная деятельница; у нее было четверо детей: Дмитрий Константинович (был расстрелян в 1938 году), Татьяна Константиновна, Сергей Константинович, Наталья Константиновна (1916-2002)

Жена (с 1889): Ольга Федоровна Трубникова (1865-1927), воспитанница Симоновичей; у них дети:
Ольга (1890-1946), в замужестве Хортик
Александр (1892-1959), женат на дочери московского ювелира Елизавете Федоровне Гетенко
Юрий (Георгий) (1894-1929)
Михаил (1896-1938)
Антон (1900-1942)
Наталья (1908-1950), в замужестве Горлова

03.11.2020
Связанные новости и события
  • 05.12.1911
    05 декабря 1911
    Русский художник Валентин Серов умер в результате приступа стенокардии
    Великий русский живописец Валентин Серов, умер 5 декабря 1911 года, по дороге в дом Щербатовых, где у него назначен портретный сеанс. Причиной неожиданной смерти художника стал приступ стенокардии. Прожив всего сорок шесть лет, тридцать из них Валентин Александрович уверенно и вдохновенно вплетал в полотно русского Серебряного века золотые мазки своих потрясающих солнечных шедевров.
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.