Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович

Русский и композитор. Дирижер. Профессор и педагог. Народный артист Республики.


Михаил Ипполитов-Иванов родился 19 ноября 1859 года в городе Гатчина, Ленинградская область. Музыке учился с детства. Сначала, обучался игре на скрипке, а переехав в город Санкт-Петербург, получил музыкальное образование, окончив в 1875 году музыкальные классы для малолетних певчих при Исаакиевском соборе.

Непосредственно по окончании музыкальных классов, поступил в Петербургскую консерваторию в класс контрабаса, а затем, в класс «специальной теории музыки». Через несколько лет, в 1880 году, продолжил обучение в классе композиции Римского-Корсакова.

С 1882 года, Михаил Ипполитов-Иванов работал в городе Тбилиси, Грузия, где основал и возглавил отделение Русского музыкального общества. Являлся оперно-симфоническим дирижером и преподавателем музыкального училища.

Начиная с 1893 года, по приглашению Петра Чайковского, Ипполитов-Иванов занимал должность профессора Московской консерватории. В консерватории, Михаил Михайлович преподавал гармонию, инструментовку, композицию и вел оперный класс. В дальнейшем, получил назначение на пост ректора данного ВУЗа. В число учеников музыканта входили: Баланчивадзе, Василенко, Глиэр, Гольденвейзер, Меликян, Закарян, Игумнов и Бубек.

В 1895 году, на основе армянских народных мелодий, записанных музыкантом в Нахичевани, композитор создает «Армянскую рапсодию», а позднее, пишет 4 пьесы на армянские народные темы для струнного квартета.

Параллельно с преподавательской работой, Михаил Ипполитов-Иванов продолжал заниматься творческой деятельностью. Дирижировал в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова и Опере Зимина. С 1909 года, являлся дирижером в Исторических концертах Василенко.

С 1925 года, приступил к работе в Большом театре, где под руководством знаменитого дирижера впервые были исполнены оперы «Царская невеста» и «Кащей Бессмертный».

В творчестве, Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович ориентировался на своего учителя - Римского-Корсакова. Использовал русский, грузинский и армянский фольклор. В области гармонии не признавал новаций. Особое внимание уделял жанру оперы. Сочинял церковную музыку.

Умер 28 января 1935 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Семья Михаила Ипполитова-Иванова

Семья Михаила Ипполитова-Иванова

Жена - Зарудная Варвара Михайловна, оперная певица. Соратник Михаила Ипполитова-Иванова в его творческой и педагогической работе.

Произведения Михаила Ипполитова-Иванова

Произведения Михаила Ипполитова-Иванова

Оперы

С номером опуса
Ор. 6. «Руфь» (1883-86, 1-я постановка в 1887 году).
Ор. 30. «Ася» (1900, 1-я постановка в 1900 году): клавир.
Ор. 43. «Измена» (1908-09, 1-я постановка в 1910 году): клавир.
Ор. 53. «Оле из Нордланда» (1915, 1-я постановка в 1916 году): клавир.
Ор. 74. «Последняя баррикада» (1933).

Оркестровые произведения

С номером опуса
Ор. 1. «Яр-Хмель (Весенняя увертюра)» (1881).
Ор. 2. Скерцо (после 1881?).
Ор. 10. Сюита № 1 «Кавказские эскизы» (1894): партитура.
Ор. 34. Симфониетта (1902?, оркестровая версия скрипичной сонаты).
Ор. 42. Сюита № 2 «Иверия» (1896): партитура.
Ор. 46. Симфония № 1 (1907).
Ор. 48. «Армянская рапсодия на народные темы» (1895).
Ор. 50. «На Волге», музыкальная картинка (1910?).
Ор. 55. «Тюркский марш» (1926).
Ор. 56. «Из песен Оссиана», 3 музыкальные картины (1925): партитура.
Ор. 62. Сюита № 3 «Тюркские фрагменты» (1930): партитура.
Ор. 65. Сюита № 4 «В степях Туркменистана» (1935).
Ор. 69. Сюита № 5 «Музыкальные картинки Узбекистана» (1935?).
Ор. 79. «Каталонская сюита» (1932?).

Без номера опуса

Симфония № 2 «Карелия» (1935).

Вокальная музыка

С номером опуса
Ор. 12. «Коронационная приветственная кантата» для детского хора и оркестра (1895).
Ор. 14. 6 романсов для голоса и фортепиано (1896).
Ор. 18. «5 характерных картинок» для женского или смешанного хора и оркестра (1897): партитура.
Ор. 21. 6 романсов для голоса и фортепиано (1897): ноты.
Ор. 22. 7 романсов для голоса и фортепиано (1897): ноты (№№ 1-6).
Ор. 24. «Новгородская былина о лебеди белой» для смешанного хора (1894 или 98).
Ор. 28. 5 романсов для голоса и фортепиано (1899): ноты.
Ор. 29. «2 запричастных стиха» для смешанного хора и фортепиано (1899).
Ор. 31. 4 романса для баритона и фортепиано (1901): ноты.
Ор. 37. «Литургия св. Иоанна Златоуста» для смешанного хора (1903).
Ор. 38. «5 херувимских песней» для женского хора (1903).
Ор. 39. «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» для смешанного хора, 10-ти флейт, 2-х арф и тубы (1904): клавир.
Ор. 40. «3 библейских стихотворения» для голоса и фортепиано (1904): ноты.
Ор. 41. «7 псалмов царя Давида» для голоса и фортепиано или арфы (1905).
Ор. 43а. «Избранные молитвословия из Всенощного бдения» для смешанного хора (1909?).
Ор. 45. «Сонеты В. Шекспира» для голоса и фортепиано (1913): ноты.
Ор. 54. «Мцыри», симфоническая поэма для оркестра и голоса ad libitum (1923-24): партитура.
Ор. 58. 3 романса для голоса и фортепиано (1925?): ноты.
Ор. 60. «5 японских стихотворений» для голоса и фортепиано (1928): ноты.
Ор. 63. 4 романса для голоса и фортепианного трио (1933): ноты.
Ор. 66. «2 былинки» для голоса и фортепиано (1933): ноты.
Ор. 68. «4 стихотворения Рабиндраната Тагора» для голоса, флейты (или скрипки) и фортепиано (1935): ноты.
Ор. 73. «5 русских песен» для голоса и фортепианного трио (1932).

Без номера опуса
«Привет Горькому» для смешанного хора и фортепиано (1927).
«3 киргизские песни» для голоса, деревянных духовых и фортепиано (1931).

Камерно-инструментальная музыка

С номером опуса
Ор. 7. 5 маленьких пьес для фортепиано (1885).
Ор. 8. Соната для скрипки и фортепиано (1895).
Ор. 9. Фортепианный квартет (1894): партитура.
Ор. 13. Струнный квартет (1894): партитура.
Ор. 71. «Вечер в Грузии», музыкальная картинка для флейты, гобоя, кларнета, фагота и арфы или фортепиано (1935): партитура и голоса.

Без номера опуса
«9 кавказских танцев» для народных инструментов (1883): ноты.
«2 киргизские песни» для деревянных духовых и фортепиано (1931).
Вариации для фортепианного трио (1932): ноты.
«Сборник восточных мелодий в обработке для фортепиано» (1934).
«3 пьесы на армянские темы» для струнного квартета (1934).
Ноктюрн для арфы (1934).
«Испанская серенада» для альта и фортепиано (опубл. в 1954).

Музыка к фильмам
1908 - «Понизовая вольница»
1909 - «Песнь про купца Калашникова» (фильм не сохранился)
1914 - «Волга и Сибирь» (фильм не сохранился)
1934 - «Кара-Бугаз» (фильм остался незавершённым)

Редактирование и обработка чужих сочинений
Ор. 70. «Женитьба» (1931, 1-я постановка в 1931 году): клавир. Инструментовка и завершение одноимённой оперы М. П. Мусоргского.

Утраченные и незаконченные работы

Опера «Азра» (1889-90, оригинал уничтожен автором). Часть музыкального материала вошла в оперу «Измена».

Память об Михаиле Ипполитове-Иванове

Память об Михаиле Ипполитове-Иванове

Именем Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова названы музыкальные школы в городах Москва, Гатчина и Ростов-на-Дону

Имя композитора носит Музыкальная школа № 1 города Кострома, а также известнейшее Московское музыкальное училище - Государственный музыкально-педагогический институт.

12 ноября 2019 года, в городе Москве рядом с Государственным музыкально-педагогическим институтом открыт первый памятник Ипполитову-Иванову. Автор - скульптор Айдын Зейналов.

16.11.2019
Связанные новости и события
  • 28.10.1908
    28 октября 1908
    Состоялась премьера первого российского фильма «Стенька Разин»
    В петербургском театре «Аквариум», 28 октября 1908 года прошла необычная премьера: ожившие фотографии ателье Александра Дранкова под музыку Ипполитова-Иванова продемонстрировали историю казака Степана Разина и юной княжны в кинофильме «Понизовая вольница». Кинокартина стала первым художественным фильмом, снятым в Российской империи. Фильм вышел под разными названиями - «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна», но представлял собой экранизацию небольшого отрывка пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница».
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.