Михаэль Ханеке
Michael Haneke

Михаэль Ханеке родился 23 марта 1942 года в городе Мюнхен, Германия. Рос в актерской семье. Во время Второй мировой войны в городе было неспокойно, поэтому семья переехала в австрийский городок Винер-Нойштадт. После окончания школы Ханеке поступил в Венский Университет, где изучал философию, психологию и театральное искусство.

В большое кино Ханеке пришел поздно. Долгое время он работал на телевидении, а также писал критические статьи в киножурналах. Три года Михаэль занимал должность редактора одного из телеканалов. С 1970 года он начал писать сценарии для телевизионных картин, а в 1974 снял свою первую короткометражную работу «После Ливерпуля».

За двенадцать лет, с 1974 по 1986 год, Ханеке снял для телевидения восемь фильмов. Параллельно он работал на театральных подмостках Мюнхена, Гамбурга, Берлина и Вены, где ставил произведения Гете, Стриндберга и Генриха фон Клейста.

Михаэль Ханеке дебютировал в качестве режиссера с картиной «Седьмой континент» в 1989 году, которая участвовала в конкурсной программе Кинофестиваля в Локарно. Уже в первой работе режиссера проявилась свойственная для его творчества манера отчуждения. Рассказывая о семье, которая кончает жизнь самоубийством, Ханеке и не собирался что-то объяснять зрителю, он просто констатировал, показывал, фиксировал кинематографическую реальность.

В схожей стилистике снята и вторая работа режиссера - «Видео Бенни» 1992 года. В фильме рассказывается о молодом парне Бенни, единственным развлечением которого является просмотр второсортных ужастиков и жестоких любительских съемок. В какой-то момент грань между экранным насилием и реальными убийствами стирается: Бенни становится виновным в смерти девочки.

Проблематика второго фильма режиссера уже намного шире: в нем, кроме критики буржуазного мироустройства, можно найти предостережение к усиливающемуся в 90-х годах влиянию телепродукции на подрастающее поколение. Картина получила восторженные отзывы критиков и была удостоена приза ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии.

В 1997 году Михаэль Ханеке отправился на Каннский Кинофестиваль, чтобы представить свой новый фильм «Забавные игры». Тот, кто не внял предупреждению о том, что из-за большого количества сцен насилия фильм не рекомендуется смотреть беременным и слабонервным, затем сильно пожалел. В числе тех, кто покинул зал во время просмотра, оказался и режиссер Вим Вендерс, который привез на фестиваль свою новую работу «Конец насилия», что очень символично. Фильм «Забавные игры» стал самой обсуждаемой картиной в Каннах, однако Ханеке не получил ни одной награды.

Имя Михаэля Ханеке было у всех на устах, но его слава не распространилась за пределами Европы. В США режиссер стал известен после того, как переснял «Забавные игры» в 2008 году на английском языке с голливудскими звездами. И не смотря на то, что обновленная версия сильно уступала оригиналу, Америка, наконец-то, познакомилась со скандальным режиссером.

В 2001 году вышла самая известная работа Ханеке - картина «Пианистка», которая шокировала публику откровенными сценами секса и насилия. Снятая в типичной для режиссера мрачной стилистике, кинолента отличается невероятной депрессивностью. Так, известный философ и психоаналитик Славой Жижек назвал сцену близости между главными героями самой депрессивной в истории кино.

В то же время этот радикальный фильм затрагивал важные проблемы сосуществования людей в обществе и сексуальной культуры. Благодаря глубокому философскому смыслу, а также сильному актерскому составу, «Пианистка» с триумфом прошла по мировым кинофестивалям. В Каннах Ханеке был удостоен Гран-при, а исполнители главных ролей Бенуа Мажимель и Изабель Юппер - наград как лучшие актеры.

В своей следующей работе - «Скрытое» 2005 года - режиссер вновь наглядно демонстрирует хрупкость и призрачность видимого счастья. Снова беспечность семьи нарушается, когда один забытый эпизод прошлого вырывается наружу. Многие предрекали фильму «Золотую пальмовую ветвь», но на фестивале в Каннах жюри решило иначе. Картина была отмечена премией ФРИПРЕССИ и наградой за режиссуру.

В последних фильмах Михаэля Ханеке прослеживается все та же мрачность и депрессивность, показан все тот же безразличный и жестокий мир, однако режиссер позволяет себе намного больше мягкости, нежности и сострадания. В фильме «Белая лента» 2009 года Ханеке исследует проблему истоков нацизма: откуда взялась эта человеконенавистническая идеология и, что еще более важно, ее сторонники? Председательствовавшая на Каннском фестивале Изабель Юппер присудила картине главную награду - «Золотую пальмовую ветвь».

В 2012 году вышла картина «Любовь», которая рассказывает о пожилых супругах, учителях музыки, борющихся со своим главным врагом - старостью. Когда у жены случается удар, супруг начинает заботиться о ней, постепенно теряя рассудок из-за любви. Фильм ошеломил зрителей своей проницательностью, искренностью и потрясающей игрой актеров. Он стал обладателем «Золотой пальмовой ветви», премии «Оскар» и других престижных наград.

Картина легендарного Михаэля Ханеке «Хеппи-энд» 2017 года рассказывает о буржуазной французской семье, управляющей крупной компанией в Кале, неподалеку от которой расположился лагерь беженцев. Фильм рассматривает проблему миграционного кризиса и исследует природу людей, которые предпочитают не замечать суровой реальности мира до тех пор, пока ее последствия не коснутся их собственной жизни.

По словам Михаэля Ханеке, больше всего его интересует не насилие, а люди и их чувства. Изучая насилие, режиссер пытается понять зрителя. Изучая человека, он делает выводы о современном обществе. Всматриваясь в социум, он видит в нем насилие. Как видим, круг замыкается. Снимая очередной фильм, Ханеке, как тонкий философ и психолог, всего лишь выносит нам свой неутешительный вердикт.

02.07.2017
  • Кинорежиссер
  • Сценарист

Дата рождения: 23 марта 1942 года (82 года)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.