Алябьев Александр Александрович

Русский композитор, пианист и дирижер. Пользовался большим успехом в XIX веке. Написал свыше 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий и много других музыкальных произведений. Одними из лучших считаются романсы «Соловей», «Зимняя дорога», «Два ворона» и «Нищая».


Биография

Александр Алябьев родился 4 августа (по новому стилю 15 августа) 1787 года в городе Тобольск, Тюменская область. В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии города Санкт-Петербург. Затем, в 1803 году переехал в город Москву и получил назначение на должность шихтмейстера 14 класса. Первые музыкальные сочинения Алябьев опубликовал в 1810 году.

Являлся участником Отечественной войны 1812 года в составе 3 Украинского казачьего полка. Позже служил в Иркутском и Ахтырском гусарском полку. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 года.

Отличился во взятии города Дрезден, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При проведении данной операции получил ранение. После выздоровления сражался под Лейпцигом, на Рейне и штурмовал Париж. Окончил войну в чине ротмистра.

После окончания войны продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один еще денек».

В 1823 году Алябьев в чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В то же время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным и композитором Алексеем Верстовским.

Через два года, Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорен к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила близость композитора к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828 году, после трех летнего заключения в крепости Александр Александрович вернулся в Тобольск, где организовал симфонический оркестр «казачьей музыки». Так же, руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал в качестве дирижера и пианиста. В тот период музыкант написал известные романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» и ряд оркестровых произведений.

С 1832 по 1833 год Алябьев жил на Кавказе. Нес послушание регента Свято-Троицкого собора города Ставрополь. Позднее проживал в Оренбурге, затем - в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал совместно с историком-фольклористом Максимовичем сборник «Голоса украинских песен».

В 1843 году Александр Алябьев получил разрешение возвратится и проживать в городе Москва под надзором полиции. В столице композитор снова вошел в театральную среду, и начал писать музыку к драматическим спектаклям.

Являлся автором более 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий и множества других музыкальных произведений. Одними из лучших произведений композитора считаются такие романсы как «Соловей», «Зимняя дорога», «Два ворона» и «Нищая».

Скончался Алябьев Александр Александрович в Москве 22 февраля (по новому стилю 6 марта) 1851 года. Похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Впоследствии 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Семья

Семья

Отец - Александра Васильевича Алябьева (1746-1822). Президент Берг-коллегии, губернатор, сенатор, главный директор Межевой канцеляриидействительный тайный советник.

Жена - Екатерина Александровна Офросимова, в девичестве - Римская-Корсакова (1803-1854)

Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание.

Известные произведения

Известные произведения

  • романсы:
    • На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;
    • На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
    • На слова Ивана Веттер: «Иртыш» (1829 г.), «Прощание с соловьем на Севере», «Сибирская песня»
    • «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),
    • «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),
    • «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),
    • «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),
    • «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),
    • «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
    • «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),
    • «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
    • «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).
  • оперы
    • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)
    • Буря (1830-е гг.)
    • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
    • Волшебная ночь (1838—1839, не окончена)
    • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841—1843)
    • Аммалат-Бек (1842—1847)
  • оперы-водевили
    • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822 г., Большой театр, Санкт-Петербург)
    • Деревенский философ (1823 г., театр на Моховой, Москва)
    • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824 г., Малый театр, Москва)
    • Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824 г., театр на Моховой, Москва)
    • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825 г., Большой театр, Москва)
    • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825 г., там же)
    • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825 г., там же)
    • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
  • балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
  • пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
  • мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
  • для оркестра
    • Симфония e-moll (1850)
    • Увертюра f-moll
    • Танцевальная сюита
  • инстр. ансамбли
    • 3 струн. квартета (No 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
    • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
    • фп. квинтет (1815?)
    • соната для скр. и фп. (1834)
    • квартет для 4 флейт
    • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
  • пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
  • фп. пьесы, в том числе соната, танцы
  • хоры и хор. обработки собств. соч.
  • романсы для голоса с фп. (св. 150)
  • вок. ансамбли
  • обр. нар. песен, в том числе
    • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
    • Азиатские песни (1833—1835?)
    • и др.
  • музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827 г.), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Память

Память

Имя А. А. Алябьева было присвоено творческим учебным заведениям:

  • Колледж культуры и искусств им. А. А. Алябьева(Тобольск)
  • ДШИ им. А. А. Алябьева (Тобольск)
  • Струнный квартет имени А. А. Алябьева.
  • ДШИ им. А. А. Алябьева (Москва)
  • ЦДМШ им. А. А. Алябьева (Коломна)
  • ДМШ им. А. А. Алябьева (Пущино)
  • ДШИ № 9 им. А. А. Алябьева (Оренбург)

Конкурсы и значимые мероприятия:

  • Ежегодный творческий вечер, посвящённый Александру Алябьеву (Тобольск, хор «Полемика», проводится более 14 лет)
  • Фестиваль «Алябьевская осень в Тобольске» (Тобольск, проводится более 10 лет)
  • Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» (Тюмень, проводится с 1986 года)
  • Всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева (Санкт-Петербург, проводится с 2017 года)
  • К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. В том числе композитора почитали на его родине - в Тобольске.
  • Концерт «Алябьевские вечера» к 230-летию композитора (Тобольск, 2017; хор «Полемика», хор «Бах»)

Книги, фильмы:

Антология 12 авторов «Браво, Алябьев», составитель Л. И. Шмаль (М.: Университетская книга, 2017)

Памятники и прочее:

  • Памятник А. А. Алябьеву в архитектурно-ландшафтном парке «Ермаково поле». СкульпторСергей Мильченко(Тобольск, 2017)
  • В честь известного романса Алябьева «Соловей» названа часть архитектурно-ландшафтного парка «Ермаково поле» - «Алябьевская соловьинная поляна»
  • Первый, долгое время единственный памятник А. А. Алябьеву. Скульптор Н. Ф. Венгрин (1998, с. Рязанцы, Московская область)

Музыка

Звукозаписывающая фирма «Мелодия» 9 апреля 2020 года выпустила записи оркестровой, камерной и театральной музыки выдающегося композитора. Большинство из произведений вошедших в данный сборник впервые были изданы на дисках.

25.01.2023
Связанные новости и события
  • 06.03.2023
    06 марта 2023
    День памяти Александра Алябьева
    Русский композитор был особенно востребован в XIX веке. Он написал более 200 романсов, 6 опер и 20 музыкальных комедий. Одними из его лучших произведений считаются романсы «Зимняя дорога», «Два ворона» и «Нищая». Но всемирную славу ему принес романс «Соловей», который он написал в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра обрела бессмертие.
  • 09.04.2020
    09 апреля 2020
    Фирма «Мелодия» выпустила записи произведений Александра Алябьева
    Звукозаписывающая фирма «Мелодия» 9 апреля 2020 года выпустила записи оркестровой, камерной и театральной музыки композитора Александра Алябьева. Большинство из них впервые издаются на дисках: Скрипичная соната, Струнное трио ля минор и квартеты, Квинтет для духовых, вариации для скрипки с оркестром, увертюры к водевилям и сюита из балета «Волшебный барабан». Также в продажу поступил цифровой альбом.
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.