Дугжууба

Особый буддистский обряд очищения проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году - самому главному празднику верующих.

В предпоследний день уходящего года в домах ведется уборка - не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи. Готовили подарки - чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник.

В знак уважения также готовили хадаки - своеобразные прямоугольные платки из шелка, и специальные угощения, соответствующие празднику. Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки. Дугжууба - это также церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий.

Накануне праздника люди обтираются кусочком теста, затем лепят из него фигурку человечка табалан, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Если человек совершает это осознанно, с большой верой, то он освобождается от дурных мыслей, предрассудков, болезней и прочего негатива. Эти фигурки приносят в дацан и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер.

Ламы также готовятся к обряду Дугжууба. Собственно дугжууба представляет собой набор из четырех треугольных фигур из жира и муки, по-бурятски «балин». В ходе ритуала балины оставляют в поле как подношение божествам.

Кроме этого, монахи готовят особый балин, называемый соор. Соор - это трехгранная пирамида из теста, полая внутри, по внешнему контуру которой вырезаны цветы, круги, языки пламени, а верхушка пирамиды увенчана изображением человеческого черепа.

Соор - это своего рода магическое оружие, которое во время службы силой произносимых ламами молитв становятся воплощением силы, способной обратить в прах все человеческие пороки. После соответствующего молебна ламы освящают костер и зажигают его. Под ритуальные молитвы в соор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно  сжигают его на костре.

Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Разжигание костра - обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется «Соор залаха» - в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы. Очень любят этот процесс маленькие дети.

Иногда в костер бросают монеты. Монеты кладут возле балина соор. Этот ритуал проводится с помощью защитника Дхармы Чойжала, поэтому его изображение должно обязательно присутствовать во время ритуала Дугжууба. Чойжал подобен грозному охотнику с устрашающим оружием, от которого в страхе разбегаются все звери. Призывание Чойжала и его приход препятствует вторжению зла и защищают нас от его вредоносных действий.

Нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер самостоятельно. В буддийской традиции, давно синтезированной с верованиями анималистического толка, категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню - тем самым наносится вред себе и всему, что окружает человека.

Огонь как символ очищения, в который бросают табаланы, находится только в монастырях и освящается ламами. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся - необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.

Ламы Буддийской традиционной Сангхи России в предпоследний день уходящего года зажигают около дацанов-монастырей большие костры "Соор". В их огонь миряне бросают комочки теста, которыми предварительно обтирают свое тело, или отрезки ткани.

В Улан-Удэ - столице Бурятии - центре российского буддизма, определено восемь мест для проведения ритуала, который подавляет злые силы, причиняющие несчастья. Церемонии Дугжууба, в которых участвуют многие тысячи мирян, стали символом возрождения буддизма в России.

  • Буддийский праздник
  • Дата празднования уникальна для каждого года

Празднуется: 08 февраля
Категории Религия, Праздники
Регионы Страны Мира
Теги #буддизм
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.